Кукла сквозь века

Вспомним, какую улыбку вызывает у нас ребенок, играющий с куклой – что-то теплое, светлое возникает из глубины нашего детства. А ведь именно кукла сопровождает человечество на протяжение многих и многих веков. И как всякая значимая историческая личность вызывает неподдельный интерес. В толковом словаре Даля: кукла – сделанное из тряпья, кожи, дерева и др. подобие человека, иногда животного. Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд? Так что же это, откуда? Кто её гениальный прародитель? И можно назвать ли её только детской игрушкой?

Еще в 1842 году французский писатель, энтомолог Шарль Нодье в своей поэтической легенде пытался приоткрыть завесу происхождения этого предмета. В детской истории рассказывалось о создании из веточки первой куклы первой девочкой – дочкой Адама и Евы. Позже Нодье выдвинул совсем не детскую гипотезу о создании кукольного театра, как о попытке одушевить безмолвных идолов-богов.

Тайна ее рождения до сих пор будоражит наше воображение. Возникшая из ниоткуда, она вместе с цивилизаций, путешествуя из эпохи в эпоху, из страны в страну, претерпевая изменения, теряя первоначальное обрядовое предназначение, несла образы современников, культуру, ей приписывали магические свойства, ее жгли на кострах инквизиции, она становилась законодательницей моды и влияла на умы правителей и толпы.

Первое появление на арене истории можно отнести к тридцати — тридцати пяти тысячам лет назад: куколки из мамонтовой кости были обнаружены при археологических раскопках на территории современной Чехии. На юге Германии в пещере была найдена женская статуэтка из бивня мамонта, которая весила 30 граммов, её возраст исчислялся 40 тысячами лет, она имела петлю для ношения на теле и, видимо, несла функцию оберега.

Особое внимание заслуживают игрушки древнеегипетских мастеров. Воистину настоящие произведения искусства, они обладали подвижными суставами и имели натуральные волосы. На египетских барельефах можно различить сценки игр с куклами. Но первым египетским найденным куклам — 4 тысячи лет, они делались в виде деревянных чурбачков без рук и ног с волосами из стеклянных бусинок и несли функцию погребальных даров в гробницах маленьких египтян.

Этот многогранный предмет на протяжении ни одного столетия для многих народов стала культовым символом, наделенной магической силой, служащим проводником между человеком и природой. Народы античной Греции и Италии своих многочисленных богов отожествляли посредством глиняных или восковых поделок, расписанные красками миниатюрки были точной копией людей. Кукла американских индейцев так же являлась прообразом кланового божества.

Для детей они, как правило, были деревянными и несли бремя религиозно-педагогического воспитания.

Для детей куклы, как правило, были деревянными и несли бремя религиозно-педагогического воспитания

До наших дней во многих племенах Африки сохранилась традиции – на день совершеннолетия дарить девушке куклу, которую она должна была сохранять до рождения своего первенца.

С развитием цивилизации этот предмет постепенно стал утрачивать свое первоначальное культовое предназначение, его роль в жизни человека и в его формировании значительно расширилось.

Вторую половину XVII века Францию захватывает волна «кукломании». Фарфоровых красавиц одевают по последнему слову моды, тщательно составляя многочисленный гардероб, выпускают специальную парфюмерию и аксессуары.

Появились первые коллекционеры. Спрос и интерес растет, и уже к середине XIX века по всей Европе одна за другой открываются фабрики по изготовлению кукол. В 1855 году на свет появляется первый механический образец, у которой двигались все части туловища, а в 1860 году ко всем новшествам был добавлен голосовой механизм. И в тоже время поднимался вопрос о вреде столь реалистических игрушек, не требующих включения воображения в процессе игры. Сформировалась целая культура необычных подарков в этой сфере.

Если промышленный выпуск тряпичных игрушек ведется со второй половины XIX века, то рождение пластмассовых экземпляров можно отнести к концу II мировой войны.

Много трогательных национальных традиций, связанных с этиим прообразом человека, существовало у наших предков. Первая кукла древних славян выполнялась из золы, формировалась в шар. Игрушка не имела ни туловища, ни ног, ни рук, только голова. Голову оборачивали тряпицей перевязанной внизу ниточкой, в плотное тканевое туловище набивали отходы конопли, потом на него надевали юбку. Такой предмет передавали бабушки своим внучкам в день свадьбы, кукла считалась обрядовой и не предназначалась для игр. Зола несла культовый смысл, изначально считалась символом родового очага. При "маме" находился маленький куклёнок в свивальнике, боясь сглаза, лица у них не прорисовывались.

Например первую «Вепсскую куклу», нашедшуюся где-то в Прибалтике, мастерили из старых вещей матери, а что бы жизнь человека была «не резанная и не колотая» при ее изготовлении не применяли колющих и режущих предметов, она не знала ни иголки, ни ножа. Лица также не рисовали, ограждая тем самым от вселения в нее чужой души. Такой подарок был для ребенка на протяжении всего его детства одновременно и оберегом, и игрушкой. Еще до рождения малыша его клали в колыбельку, «чтобы согреть», после рождения вешали над колыбелькой, а позже ребенок мог с ней играть.

Самая распространенная кукла «стригуша» делалась из травы, что бы ребенок мог играть в поле, куда родители брали его с собой. Когда ребенок болел, в неё вплетались лечебные травы. Такие обереги были в каждой избе. Ни один обряд от свадьбы до похорон не походил без их участия. Кукла-оберег от болезней делалась из вещей больного, нарекалась его именем , относилась в глухое место или бросалась в реку, что бы ее никто не взял. Верили, что она заберет с собой болезни и человек поправится.

«Зерновушку» делала каждая хозяйка дома. Другое её-название — «крупеничка», она представляла собой мешочек набитый разным зерном, собранным с поля во время уборки урожая. «Зерновушка» служила для безбедной жизни и помогла в деторождении.

До сих пор сохранилась традиция отмечать проводы зимы и начало Великого поста масленичными гуляниями, сжиганием соломенной куклы – Масленицы.

Интересна история знаменитой на весь мир русской матрешки. Её прообразом стала привезенная из Японии в конце XIX века фигурка буддийского мудреца Фукурумы. И так полюбилась, что в 1890 году официально появился на свет русский вариант с распространенным в то время именем Маша, Матрёна, которая в короткие сроки обрела славу и уже 1900 году получила медаль на парижской выставке. Современная матрёшка заметно видоизменилась и стала широко известным русским сувениром. В Москве с 2001 года существует музей матрёшки.

Да и сама японская кукла заслуживает отдельной объемной статьи. В 6 веке нашей эры в Японии появилась неваляшка, наверное, эта самая старая игрушка, в которой впервые человек использовал принцип равновесия. С японского языка кукла («нинте») переводится как «образ человека». В японской календаре отмечается два праздника — это 3 марта, в день девочек, когда девочкам дарят подарки, и 5 мая — в день мальчиков, когда на их полках появляются игрушки-самураи.

С древних времен по наши дни кукла проделала большой путь, это настоящая эволюция, но одно остается неизменным: она продолжает быть любимой игрушкой-другом для человека любого возраста.

Эта статья опубликована в рубрике «Легенды».

Комментарии запрещены.