Древний славянский календарь

Евгений Тарасов.

Социальные изменения, произошедшие за последние полвека — середина XX — начало XXI вв., во многом изменили систему ценностей современного человечества. В частности, в Европе начался процесс возрождения этнических верования неоведичества (неоязычества). Коснулся этот процесс и Славян Русов — России, Украины, Беларуси и других стран и народов. Следует также отметить, что одним из важнейших вопросов возрождения  Славяно-Арийской веры, Славянской Ведической культуры является проблема славянского летосчисления и тип календаря, бытовавший у славян в дохристианское время. Изучение данного вопроса началось задолго до начала возрождения Ведической веры. Практически все исследователи древних верований славян затрагивали в своих работах тему Ведических («языческих») праздников, в том числе и тему календаря. Однако до недавнего времени было мало работ научного уровня, которые бы уделяли данному вопросу должное внимание, и большинство этих работ были посвящены в основном истории календарей, но не раскрывали суть проблемы. Интерес к славянскому ведическому календарю особенно сильно возрос в начале ХХІ вв. — в преддверие наступления Новой Космической Эры, начали своё развитие и родноверческие («неоязыческие») движения.

Появился целый ряд публикаций деятелей «неоязыческого» движения, которые, несмотря на свою актуальность, к сожалению, зачастую весьма далеки от научности, и подчас выдают желаемое за действительное. Таким образом, ввиду недостаточной разработанности вопроса в научной литературе и значительного распространения ненаучных взглядов, есть необходимость более тщательного рассмотрение данных вопросов.

В ходе изучения ведических праздников славян и их календарной системы перед нами ясно высвечиваются следующие вопросы: существование славянской космической эры; тип календаря, используемый славянами в дохристианское время и исконные праздники Славян-Русов; Русские Боги — покровители календарных дней. И возможность определить точку начала славянского календарного Нового года. Исследуя поставленную тему необходимо оговорить несколько принципиально важных моментов, в употреблении термина «Язычество». Важно отметить, чтобы не было путаницы в дальнейшем, что Язычество — это неправильная трактовка понятия исконной веры славян. Термин язычество совершенно не подходит для описания  исконно Русской веры, и имеет совершенно другое этимологическое значение. По корням исконно русского языка можно просмотреть его значение достаточно полно. 

Если рассмотрим слово «Язычник» с точки зрения древнесловенской буквицы, то обнаружим следующее. ЯзычеНик — образовано от слияния двух слов: Языче (Язык) — Народ, носитель исконной веры, обладающий языком образов; Ник — Корень отрицания, изменения. В отношении человека обозначало — Изгой, тот, кого изгнали из  народа. То есть Языче никакое. Ранее про человека пришедшего с других земель и имеющего другой язык и иную веру говорили «Языче Никакое», или «Языченик». Поэтому применять термин Язычники к Славянам, просто неверно, ибо не можем мы сами себе быть иноземцами и иноверцами. 

Славяне —  народ, имеющий великих предков и богатую культуру! И у  русского народа в каждом месяце свои народные праздники, связанные с Природой, Космосом,  Русскими Богами. И практически все современные ведические («неоязыческие») движения при всём разнообразии мировоззренческих идеологий, единодушны в почитании предков, поклонении пращурам. Собственно, и само современное «Язычество» воспринимается не иначе, как «Вера Предков» — «Родноверие», то есть по сути своей является Ведической Верой. Из указанного следует, во-первых, что все аспекты развития современного ведического («неоязыческого», «родноверческого») движения должны быть близки и понятны народу. Во-вторых, при возрождении мифологии, философского мировоззрения, идеологии, эзотерики, магии, обрядов и современных русских научно-технических достижений, — необходимо опираться на строгую научную реконструкцию всего древнего и средневекового ведического потенциала.

В основу возрождаемого Ведичества («Язычества», «Родноверия») должны быть положены материалы научных исследований археологических, исторических и этнографических источников. Только такой научный подход позволит ведическим общинам избежать скатывание к банальному сектантству и эскапизму (индивидуалистическо-примиренческому стремлению человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий).

Из Русских Вед известно, что славянский календарь пришёл к нам от наших предков из Славяно-Арийской астрологии,  согласно которой наша Мидгард-Земля не только движется вокруг Солнца, но и вращается вокруг своей оси, а ось в свою очередь, медленно движется по круговому конусу. Это движение оси вращения земли по круговому конусу называется прецессией. И в результате этого полный, визуально наблюдаемый с Земли, оборот звёздного неба происходит за 25920 лет. Наши предки этот небесный цикл называли — Сварожий Круг.

На протяжении Сварожьего Круга, для земного наблюдателя, наше Ярило-Солнце перемещается по небесному своду из созвездия в созвездие (по нашему — чертог) в противоположном направлении от обычного годового цикла.

Положение Солнца на небосклоне определяется во время солнцестояний, то есть в каком созвездии (чертоге) находится Солнце 22 сентября (арийский, русский стиль) или 22 марта (латинский, западный стиль) — в ту эпоху мы и живём. Так как, в отличие от западной и китайской астрологии, Славяно-Арийцы на небесном своде различают не 12, а 16 зодиакальных созвездий, то, соответственно, и зодиакальная эпоха длится 1620 лет. То есть точка осеннего солнцестояния Ярилы-Солнца каждые 1620 лет переходит в новый чертог (созвездие).

Обычные сутки у Славяно-Арийцев начинались в 18 часов вечера, были разбиты на шестнадцать частей, и заканчивались в 18 часов следующего дня. Неделя состояла из 9 дней (наивысшее простое число), месяц состоял из 40-41 дня, и в году было 9 месяцев. Далее шёл Круг Лет, который включал в себя 16 лет: из них 15 лет было по 365 дней, а каждое 16-е было Священным и содержало на 4 дня больше в честь праздника Пасхетъ («Путь АСами Ходяше Есть Твердо Ъ Сотворяша, то есть Путь, по которому шли наши предки — День памяти о 15 летнем переселении наших великих предков из Даарии в Рассению и Беловодье, память о том, как предки наши в 16-ое лето славили всех Богов и волхва Спаса за спасение от Потопа Великого). Новый год приходился на День Осеннего равноденствия, т. е. на 22 сентября. Потом шёл Круг Жизни, состоящий из 144 лет, а уже Сварожий круг (сутки Сварога) состоял из 180 Кругов Жизни (кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25920 Лет — это известный период обращения Солнечной системы нашего Ярилы-Солнца вокруг центра нашей галактики).

Сварожий круг состоит из следующих чертогов (созвездий):

Название чертога, эпохи

Бог – Покровитель

Дата эпохи (эры)

1

Дева

Джива

10948-9328 г. до н. эры

2

Раса

Даждьбог

9328-7708 г. до н. эры

3

Орёл

Перун

7708-6088 г. до н. эры

4

Конь

Купала

6088-4468 г. до н. эры

5

Финист

Вышень

4468-2848 г. до н. эры

6

Лось

Лада

2848-1228 г. до н. эры

7

Тур

Крышень

1228-392 г. до н. эры

8

Лиса

Марена

392-2012 г. н. эры

9

Волк (Белый Пёс)

Велес

2012-3632 г. н. эры

10

Бусл (аист)

Род

3632-5252 г. н. эры

11

Медведь

Сварог

5252-6872 г. н. эры

12

Ворон

Коляда, Варуна

6872-8492 г. н. эры

13

Змей

Семаргл

8492-10112 г. н. эры

14

Лебедь

Макошь

10112-11732 г. н. эры

15

Щука

Рожана

11732-13352 г. н. эры

16

Вепрь

Рамхат

13352-14972 г. н. эры

Таким образом, полный (визуально наблюдаемый с Земли) оборот звёздного неба происходит за 25920 (16х1620 или 12х2160) лет. Точка восхода Солнца в час осеннего равноденствия ежегодно смещается и за каждые 1620 лет проходит в следующий чертог (1620×16=25920), отсчитывая эпохи (эры). От начала каждый четвёртый чертог совпадает с каждым третьим зодиакальным созвездием, то есть в 2012 г. наступает эпоха (эра) Волка (Белого Пса) при покровительстве Бога Велеса или эра Водолея в нынешней астрологии.

Строение календаря основано на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 Лет Круголёта проходят через девять Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 Лета. Каждое лето имело 9 месяцев и состояло из трех сезонов: Оусени, Зимы и Весны. На каждый сезон приходилось по три месяца. Вот типичный пример одного года:

  1. Рамхат 22 сентября 2011 г. — 1 ноября 2011 г. 
  2. Айлет 2 ноября 2011 г. — 11 декабря 2011 г. 
  3. Бейлет 12 декабря 2011 г. — 21 января 2012 г. 
  4. Гейлет 22 января 2012 г. — 1 марта 2012 г. 
  5. Дайлет 2 марта 2012 г. — 11 апреля 2012 г. 
  6. Элет 12 апреля 2012 г. — 21мая 2012 г. 
  7. Вейлет 22мая 2012 г. — 1 июля 2012 г. 
  8. Хейлет 2 июля 2012 г. — 10 августа 2012 г. 
  9. Тойлет 11 августа 2012 г. — 21 сентября 2012 г.

Итак, в итоге получается следующее:

Круг Жизни содержит 144 Лета. Лето — три сезона: Оусень, Зима и Весна — это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет?..). Лето — 9 месяцев; месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того нечётный или чётный); день — 16 часов; час — 144 части; часть — 1296 долей; доля — 72 мгновения; мгновение — 760 мигов; миг — 160 сигов (отсюда в русском языке «сигануть», то есть быстро переместиться); сиг — 14000 сантигов.

Такая точность недостижима даже современными атомными хронометрами. Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно. Раньше, когда не было повсеместного использования часов, новые сутки начинались с заходом Солнца. Термин «сутки» появился немногим более 110 тысяч лет назад. Причём слово «сутки» есть только в славянских языках. А этимология его проста: соТКать, сТыКовать — то есть соединять вместе (ТК). О — У — переходные гласные.

То есть СУТКИ — сотканные, состыкованные вместе день и ночь. Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы и не спали, то всё равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего. Месяцы простого лета имели разное количество дней: по 41 дню в нечётных и по 40 дней в чётных. В Священное Лето в каждом месяце было по 41 дню.

От количества дней в месяцах и священного числа 40 появились выражения «сорок сороков», «лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз» и т. п. Календарь не имел отрицательных дат. Если требовалось указать самые древние даты, то использовались самые древние события, от которых и производился отсчёт. Например, сейчас идет:

  • Лето 2012 г. от Рождества Христова; 
  • Лето 7520 от Сотворения Мира в Звездном Храме (5508 г. до н. э.); 
  • Лето 13020 от Великого Похолодания (11008 г. до н. э.); 
  • Лето 40016 от Третьего Посещения Вайтманы Перуна (38004 г. до н. э.); 
  • Лето 106790 от основания Асгарда Ирийского (104778 г. до н. э.); 
  • Лето 111818 от Великого Переселения из Даарии (109806 г. до н. э.); 
  • Лето 143002 от Периода Трех Лун (140990 г. до н. э.); 
  • Лето 153348 от Ассы Деи (151336 г. до н. э.); 
  • Лето 165042 от Времени Тары, дочери Перуна (163030 г. до н. э.); 
  • Лето 185778 Лето от Времени Туле (183776 г. до н. э.); 
  • Лето 211698 от Времени Свага (209686 г. до н. э.); 
  • Лето 273906 от Времени х’Арра (271894 г. до н. э.); 
  • Лето 460530 от Времени Дары (458518 г. до н. э.); 
  • Лето 604386от Времени Трех Солнц (602374 г. до н. э.).

Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей Ведического Бога Солнца — Коляда-Ярило-Купала-Даждьбог (Световит), привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года: слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после ночи Зимнего солнцестояния; в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило; в день Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купала; в день Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-мудрец Даждьбог (Световит), ослабевающее на закате перед ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

Известно, что в разные времена и в разных местностях славяне пользовались разными календарями — с древнейших времен между тогдашними народами Евразии, Африки и Америки шёл постоянный культурный обмен. Славянский Новый год в древности приходился на День Осеннего равноденствия 22 сентября, в некоторых местах — на День Весеннего равноденствия (уже в христианские времена).

А 312 лет назад Петр I Романов, в Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном храме издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, со дня Осеннего равноденствия 22 сентября (или дня Весеннего равноденствия 22 марта) на 1 Генваря (января), и обозначил начальную дату — 1700 г.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром I Романовым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр I… Он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом (с «Новым Богом»).

Поэтому большинство официальных, «славянских праздников» при ближайшем рассмотрении, оказываются чисто христианскими церковными праздниками, появившимися после насильственной христианизации Руси, но обретшими в разных местностях некоторые особенные черты обрядности. 

Следует отметить, что в той древней, идущей из палеолита (Костёнки, Сунгирь и др.), проторусской ведической вере не было никаких постов, но были довольно частые праздники. В летнюю страдную пору эти праздники были коротки (по 1-му дню, иногда включали предшествующую ночь), а в холодное время года, когда не было земледельческих работ, — весьма продолжительны (до 2-х недель).

Славянские Боги никогда не называли Славян-Русов своими рабами — ведь эти боги символизировали славных древних предков, когда-то внесших существенный вклад в развитие славянской жизни и тем запечатлевшихся в народной памяти, а затем в народных сказаниях и верованиях обретших некие мифические свойства. Славяне всегда воспринимали своих богов как защитников и заступников славянского рода-племени, хотя не всегда имеющих для этого силы. То есть в сознании народа славянские боги никогда не наделялись абсолютной довлеющей мощью.

Скорее, в жизни славянского человека они были некими духовными советчиками и помощниками, с которыми славяне обращались вполне запросто, и Богиня Судьбы Макошь могла и наказать богов за серьёзные ошибки, а наши предки могли и пожурить богов за невыполнение просьбы.

В 1879 г. в селе Костёнки Хохольского района Воронежской области была открыта первая стоянка первобытного человека. В разное время было открыто и исследовано ещё более 26 стоянок каменного века. По времени они относятся к огромному хронологическому промежутку: от 50 тысяч до 20 тысяч лет назад. Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита — людей современного типа — Проторусов.

Здесь на территории около 10 квадратных километров открыто свыше 60 стоянок (на ряде по несколько жилищ, иногда очень крупных), датируемых от 50 тысяч до 15 тыс. лет назад. Эти заселения в Костёнках огромной площади исследователи признали одними из древнейших протогородов на планете! В 1979 г. в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 тысяч лет назад. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окружённое пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.

Учёные международной археологической экспедиции (Россия, США, Великобритания и Италия), работавшие на уникальном комплексе позднепалеолитических стоянок в селе Костёнки Воронежской области, сумели доказать, что люди современного типа поселились на Дону более 40 тысяч лет назад.

В 2001 г. на той же стоянке был обнаружен целый скелет молодого мамонта, в том числе, всегда плохо сохраняющийся череп животного. Если бы эта находка была сделана в Сибири, то это было бы рядовым явлением. Но это было в Костёнках, где археологи на всём протяжении изучения находили только отдельные кости мамонта, принесённые на стоянки людьми ещё в древности для их хозяйственных нужд. Найденный мамонт либо увяз в болотистой почве и там погиб, либо провалился в незамеченную им карстовую воронку.

В том же году была найдена голова человеческой статуэтки из бивня мамонта возраста 35-37 тысяч лет назад по радиоуглеродной системе датирования и по палеомагнитным данным — древнее 42 тыс. лет. Это мировая сенсация, поскольку к настоящему времени это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы. Возраст, считавшихся до этого древнейшими, скульптурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда, — определялся на уровне около 30-32 тыс. лет. Таким образом, возраст древнейших произведений искусства на территории Европы опускается на 10 тысяч лет назад!

По результатам, полученным из американской лаборатории в 2002 г., возраст самого нижнего культурного слоя Костёнок может опуститься до 50 тысяч лет вместо традиционных 40 тысяч лет для верхнего палеолита! Несмотря на солидную предыдущую историю изучения, Костёнки сегодня — это айсберг, большая часть которого покоится под водой и ждёт своего часа и своего исследователя.В 1955 г. в районе Владимира при строительных работах было найдено захоронение эпохи палеолита, известное под названием Сунгирь, в котором обнаружены останки мужчины и двух детей. Вот что мы узнаем из данных этих археологических исследований. Реконструкция одежды и облика мужчины из захоронения Сунгирь показала, что неплохо одевались наши древние предки 25-30 тысяч лет назад, весьма стильно даже по нынешним гламурным временам.

Количество и изящество найденных здесь украшений, орудий и предметов быта исключает расхожие представления о жизни людей в верхнем палеолите как о непрерывной борьбе за выживание. Вызывает удивление мощное телосложение мужчины из захоронения Сунгирь. При росте 180 см он был гораздо сильнее современного человека и шире в плечах — длина его ключицы составляла 190 мм. Его одежда была богато расшита изящными украшениями из бивня мамонта. Удивляет уровень технологий, которыми владели Русы сунгирцы — например, они не только легко сверлили костяные бусы и пластины, но умели распрямлять бивни мамонта для изготовлений костяных копий.

Никакими современными технологиями распрямить бивни невозможно (существует версия размягчения мамонтового бивня в соляной кислоте, вот только при этом кость теряет свою твердость и становится непригодной для изготовления прочного копья; современным людям распрямить бивень с сохранением твердости кости пока не удается). Реконструкция облика и одежды захороненного мужчины показывает, что он выглядел вполне импозантно с точки зрения современной эстетики и мог бы сниматься в боевиках в роли главного положительного героя.

Ещё одно захоронение и реконструкции обликов людей и одежды. Это захоронение двух подростков, юноши и девушки, умерших в одно время, вероятно, от какой-то болезни или от отравления. Их одежда тоже обильно и искусно украшена бусами. Все найденные остатки одежды обшиты, в общей сложности, десятком тысяч бусин. Подобным образом украшенная одежда говорит не только о высокой культуре её носивших, но и о наличии большого количества свободного времени для её изготовления.

Та же ситуация и с найденными предметами обихода. Они тщательно вырезаны из костей мамонта, на них нанесены рисунки, но самое интересное — для их окраски использовали охру. А от получения охры один шаг к получению железа, которое возникает как побочный продукт при выжигании охры из сферосидерита (по-русски сферосидерит называется «кровавик») и болотной руды.

Но если тогда в обиходе и было что-то железное, оно не могло сохраниться 25-30 тысяч лет в достаточно влажной владимирской земле. А вот отверстия в костяных бусинах отчетливо показывают, что их, скорее всего, сверлили чем-то металлическим. Только сверление металлическим орудием позволило бы изготовлять бусины в столь огромных количествах для обильного расшивания ими даже детской одежды (всего в тамошних раскопах найдено более 10 тысяч бусин, то есть древние наладили их массовое производство). И этим вещам, которыми пользовались наши древние предки, жившие на современных владимирских землях, не менее 25 тысяч лет.

Опираясь на доказательства, которые предоставляет нам декорирование, можно сделать вывод, что уже 25-30 тысяч лет назад на территории Владимирской области находились поселения людей, которые активно использовали в быту достижения науки и организовывали своё хозяйство так, что у них оставалось время для творчества. Вот такие получаются «дикие жители деревьев». Что интересно — все эти артефакты находятся в открытом доступе в музеях и при желании ознакомиться с ними может каждый. 

«По археологическим данным — самой древней стоянкой человека современного типа, европеоида, мировое археологическое сообщество признало поселение Костёнки, расположенное в Воронежской области России. Этой стоянке 50 тысяч лет. А к 40-му — 30-му тысячелетию до н. э. европеоидный человек заселил всю Русскую равнину» (Е. Н. Хрисанфова, 2000 г., русская учёная, антрополог, преподаватель, профессор и заслуженный профессор МГУ им. Ломоносова).

Относительно скоро пращуры русских людей заявили о себе блестящим уровнем развития культуры не только в палеолитических Костёнках, Сунгире, но также Мальте и многих других уголках и континентах планеты Земля. Добротные меховые одежды, женские скульптурки (Венеры палеолита), разнообразные жилища и орудия труда, разнообразие славянских свастических символов, богатейшая знаковая палитра (вплоть до протописьмен), сложнейшие погребальные обряды. Находки на Южном Урале — Аркаима — Города-Крепости со «Страной Городов», датированных 4 тыс. лет до н. э. (последние исследования русских учёных увеличивают их древность до 6 тыс. лет до н. э.), не только подтвердили ранние находки и исследования учёных, но и потрясли весь мир.

Аркаим — это не только укрепленный город, но ещё и храм, астрономическая обсерватория, имеющая концентрическую форму с внешним и внутренним кругами, изолированными друг от друга. На центральной площади квадратной формы совершались таинственные ритуалы. Город имел вид квадрата, вписанного в круг — Вселенная в миниатюре, сориентированная на астрономические объекты с величайшей точностью. Высокую культуру жителей Аркаима доказывают многочисленные археологические находки — произведения искусства, оружие, ритуальные предметы.

Древние Русы владели не только исключительно сельскохозяйственными технологиями, технологиями проектирования и строительства, но и высокоразвитой металлургией, и техникой обработки металлов. Впрочем, Аркаим, как и прочие раскопки «Страны Городов», — всего лишь мельчайшая часть огромной и таинственной культуры наших предков, древних Арийцев.

В Подмосковье найдены курганы, датированные около 1100 года, то есть через 100 с небольшим лет после крещения Руси, в них были обнаружены захоронения с предметами утвари, крестами и, как ни странно для «учёных», с «языческими божками». 

Древняя Вера славян характеризуется как пантеизм — философское учение о том, что всё существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, Природу и абсолютное начало бытия. Объектом культа была Природа, воспринимаемая как единое органическое целое, полное разнообразных проявлений жизни и находящееся в непрестанном движении. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на Природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости.

Эта статья опубликована в рубрике «Календарь».

Комментарии запрещены.