Древний славянский пантеон


  1. Мифологические представления славян в контексте народного календаря
  2. Древний славянский пантеон
  3. Тотемы
  4. Домашние божества
  5. Божества-чудовища
  6. Погребальные обряды
  7. Боги земледельческой эпохи
  8. Боги-воины
  9. Народный календарь
  10. Славянские языческие и православные праздники
  11. Зима. Святочные праздники
  12. Коляда
  13. Славянский Новый год
  14. Славянские народные приметы
  15. Славянский Новогодний стол
  16. Игры и забавы
  17. Девичьи гадания
  18. Сочельник
  19. Праздничные блюда
  20. Приметы и гадания
  21. Рождество Христово
  22. Зимние Святки
  23. Крещение Господне
  24. Праздничные блюда для Крещенского сочельника и Крещения Господня
  25. Весна. Масленица
  26. Масленичное застолье
  27. Масленая неделя
  28. Понедельник — встреча Масленицы
  29. Масленица. Вторник — заигрыш
  30. Масленица. Среда — лакомка
  31. Масленица. Четверг — разгул, широкий четверг
  32. Масленица. Пятница — тещины блины
  33. Масленица. Суббота — золовкины посиделки
  34. Прощеное воскресенье. Проводы Масленицы
  35. Пасха
  36. Главные обрядовые блюда Пасхи
  37. Пасхальный стол
  38. Пасхальные торжества
  39. Лето. Зеленые Святки
  40. Троица — Славянский праздник
  41. Троица. Праздничный стол
  42. Троица. Обряды, гулянья, заговоры
  43. Троица. Русальная неделя
  44. Аграфена Купальница
  45. Иван Купала
  46. Петров день
  47. Праздничный стол в Петров день
  48. Спас
  49. Медовый Спас
  50. Яблочный Спас. Рецепты блюд
  51. Ореховый Спас. Рецепты блюд
  52. Покров
  53. Праздничный стол на Покров
  54. Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников

В славянских религиозных верованиях существовала иерархия, свойственная многим народам, поклонявшимся нескольким богам. Своеобразный пантеон богов был и у древних славян.

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХШ вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных.

Верховным божеством славян был Род.

Солнечных богов было четыре: Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог.

Функциональные боги: Перун — покровитель молнии и воинов; Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес — черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона.

Богу Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями (с 22 декабря по 21 марта); Яриле — между весенним и летним солнцестояниями (с 21 марта по 22 июня); Даждьбогу — в период между летним и осенним солнцестояниями (с 22 июня по 23 сентября); богу Сварогу — между осенним и зимним солнцестояниями (с 23 сентября по 22 декабря).

Для обозначения доли, удачи, счастья славяне использовали общее для всех славян слово «бог». Возьмем, к примеру, «богатый» (имеющий бога, долю) и «убогий» (противоположное значение). Слово «Бог» входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и др. Славянские примеры и свидетельства других наиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян.

Всех мифологических существ, отвечающих за. тот или иной спектр человеческой жизни, можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.

Так, на высшем уровне расположились боги, чьи «функции» наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах. К ним можно отнести таких божеств, как Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли — Перун, Даждьбог и Огонь).

На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов, такие, как Род, Чур у восточных славян и т.п. К этому уровню, возможно, относилось и большинство женских божеств, несколько менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

При поклонении славяне старались соблюдать определенные ритуалы, позволявшие, как они думали, не просто получать то, о чем просили, но и не обидеть духов, к которым обращались, и даже защититься от них, если в этом была необходимость.

Одними из первых, кому первоначально славяне начали приносить жертвы, стали упыри и берегини. Несколько позже они «начали трапезу ставити» Роду и Роженицам — Ладе и Леле. Впоследствии славяне молились главным образом Перуну, впрочем, сохраняя веру и в других богов.

Сами верования имели систему, определявшуюся условиями жизни, в которых оказывалось то или иное славянское племя.

Навигация по книге «Славянские и православные праздники и обряды»<< Мифологические представления славян в контексте народного календаряТотемы >>
Эта статья опубликована в рубрике «Праздники».

Комментарии запрещены.