Единый метод религий. Итог

Глава №8 из 8 в книге Единый метод религий

 Итак, нам удалось установить, что во все мировые религии сходятся в том, что:

 1) практика религии не может заключаться в бездействии и должна выражаться в определенном образе поведения;

2) главное в поведении не внешняя форма (поступок, слова), а внутреннее намерение действующего, именно по нему деяние оценивается как положительное или отрицательное;

3) внутреннее намерение действующего должно быть лишено эгоистической привязанности к результату действия.

Таким образом, мы видим единый метод, содержащийся в каждой религии: совершение деяний без эгоистической привязанности к их результатам.

Из рассмотренного материала мы видим, что различия в вопросе реализации этого единого метода в разных религиозных системах вызваны использованием имперсоналистического либо персоналистического подходов в понимании природы Божественного и сводятся к выбору различных, хотя и сходных способов устранения эгоистической привязанности к результатам своих действия.

По большому счету все деяния совершаются ради Бога, только вот одни представляют этого Бога в качестве личности, а другие в качестве Извечного, Непроявленного. Именно выбор имперсоналистического или персоналистического подхода предопределяет способы устранения эгоистической привязанности.

Но просто так взять и начать действовать без привязанности к результату очень сложно для подавляющего большинства людей. Для людей, не имеющих такого опыта, именно в желании  коренится побудительная причина к деятельности, и для них подавить этот существующий двигатель равносильно полному прекращению всякой личной деятельности, т.е. отказ от эгоистического результата своего деяния равносилен отказу от самого деяния. Само действие для человека, пытающегося реализовать непривязанность к результату, в этом случае теряет смысл, и  возникает желание прекратить деятельность вообще. Но это тупиковый путь и на его предотвращение  направлены призывы религий[1].  

Зная трудновыполнимость этого требования, основатели религий должны были найти более простой способ, позволяющий устранить эгоистическую привязанность к результатам своих действий, как-то мотивировать последователей. Каждая религия использовала для этого свои средства и способы, но во всех этих способах присутствует одна общая основа – человек не должен испытывать привязанностей: как к объектам физического мира, так и чувственным или мыслительным состояниям (например, гнев или желание славы).

Почему именно к бескорыстию направляют последователей все религии? Потому, что эгоистические желания и мотивы больше  всего препятствуют освобождению от привязанностей и являются их основным источником. Любое эгоистическое намерение порождает привязанность к объекту этого намерения и ведет в итоге к страданиям[2].

Мы со всей отчетливостью видим, что все рассматриваемые нами религии в качестве метода достижения их целей стремятся освободить человека от привязанностей. Если в наиболее ранней религии – индуизме, объединяющем как имперсоналистический, так и персоналистический подходы, избавление от эгоистических привязанностей достигается как мотивированием совершаемых поступков ради Бога, так и непосредственным отказом от эгоистических результатов своих дел и мотивированием совершаемых поступков ради блага всех существ, то в имперсоналистическом буддизме тот же эффект достигается мотивированием совершаемых деяний ради блага всех живых существ, а в появившихся позже христианстве и исламе для той же цели используется мотивирование совершаемых поступков ради Бога и ближнего.

Совершение деяний с бескорыстным намерением (т.е. деяний не ради себя (даже косвенно!), порождает устраняет привязанность к результатам таких деяний. В данном случае не имеет существенного значения то обстоятельство, ради кого или чего они будут совершены: ради Бога или ради других людей. Выбор той или иной мотивировки будет зависеть от внутренних представлений человека на мироустройство. Совершение деяний без эгоистической привязанности к их результатам, таким образом, является более общей концепцией по отношению к совершению деяний ради Бога и всех людей, включающей их обе.

Результатом же таких деяний будет отсутствие связывающей кармы и последующее единение с Богом для индуиста, освобождение для буддиста, стяжание «царствия небесного» для христианина или мусульманина, в общем, достижение конечной цели, к которой стремится каждая из этих религий.

Автор надеется, что эта работа послужит посильным вкладом в копилку идеи о единой основе всех религий.


[1] Например, Кришна призывает Арджуну действовать, так же как и Апостол Иаков призывает к тому же, утверждая, что вера без дел мертва.

[2] Необходимо сделать оговорку, что эгоизм как качество так же необходим, но в свое время, как и все, что существует. Без эгоизма было бы невозможно никакое самопознание. «Благодаря ему формируется человеческая индивидуальность, которая представляет собою крайнюю границу дифференциации. Как только дос­тигнута эта граница, эгоизм должен быть упразднен, потому что он теряет свой смысл. Прежде он был добром, теперь он становится злом, препятствием для дальнейшей духовной эволюции» (Брахман Чаттерджи «Сокровенная религиозная философия Индии).

Навигация по книге «Единый метод религий»<< Предписываемое внутреннее намерение деяний. Индуизм
Эта статья опубликована в рубрике «Религия».

Комментарии запрещены.