Купала и Кострама


  1. Сотворение мира
  2. Алатырь
  3. Сварог и семаргл
  4. Сварга
  5. Коло сварога
  6. Макошь
  7. Велес и азовушка
  8. Велес уходит в Азов-гору
  9. Иное рождение Велеса
  10. Велес учит людей
  11. Покаяние Велеса
  12. Велес и Ясуня
  13. Вила, Домна, Ася и Сидна
  14. Чернобог
  15. Вышний и Майя
  16. Крышний
  17. Крышний и Рада
  18. Ра, Ока, Кама и Алатырка
  19. Купала и Кострама
  20. Хорс и Заря – Зареница
  21. Китоврас и храм Солнца
  22. Денница
  23. Стрибог
  24. Царь морской и Колыня
  25. Святогор и Пленка
  26. Святогор и Ван
  27. Святогор и тяга земная
  28. Дый и Индра
  29. Сварог и Дый
  30. Индра, Чур и Крышень
  31. Барма, Таруса и Чур
  32. Ман, Таруса и Дый
  33. Огненный Волх и Леля
  34. Квасура, Китоврас и Вавила
  35. Перун и Скипер-Зверь
  36. Подвиг Перуна
  37. Перун и Дива
  38. Перун и Девана
  39. Девана и Семарга
  40. Дажьбог
  41. Дажьбог и Златогорка
  42. Коляда
  43. Детство Коляды
  44. Коляда и Радуница
  45. Радогост
  46. Коляда побеждает Черногора
  47. Коляда освобождает Дажьбога
  48. Даждьбог и Марена
  49. Дажьбог и Жива
  50. Ярила и Кащей.
  51. Сива
  52. Сива и Ярила
  53. Свита Ярилы и Велеса
  54. Лесные и водные жители
  55. Домовые духи
  56. Волшебные народы
  57. Внуки Дажьбога
  58. Ведическая и языческая культура
  59. Исторические корни славян
  60. Священные книги ведической религии
  61. Различия в религиях греков, римлян и славян
  62. Различия древних славянских и германо – скандинавских религий
  63. Живая традиция русской ведической веры

Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии – любовные игры:

Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал,
а у матушек – малых детушек.

«Книга Коляды», X а

    Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло.
    А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.
    По преданию, когда-то давным давно, в день Купалы к Ра – реке прилетела птица смерти – Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее – тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави.
    Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко – послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье.
    Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель.
    Прошло много лет. И вот Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.
    Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться.

Кострома, бела, румяна,
за что любишь, ты, Купалу?
Я за то люблю Купалу,
что головушка кудрява,
А бородка кучерява.

Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они – брат и сестра.
    Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или – мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван- да-Марья).

В Ночь Купалы цветы будут люди рвать
станут петь они, станут сказывать
“Вот трава-цветок – брат с сестрою,
то Купала – да с Костромою.
Братец – это желтый цвет,
а сестрица – синий цвет…

«Книга Коляды», X а

    Песнь о Купале и Костроме из «Книги Коляды», пересказанная здесь, – это сводный список белорусских купальских песен. См.: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выш. 8. Вильна, 1912). П. В. Шейк «Белорусские народные песни» (СПб., 1874). Белорусские песни сравнивались и с иными славянскими песнями. Также см.: А. А. Потебня, «Объяснение малорусских и сродных народных песен». (Т. 1-2, Варшава, 1887), «Поэзия крестьянских праздников» (Л., 1963) и др.
    Купала и Кострома – близнецы, подобные Кастору и Поллуксу. Созвучие имен не случайно. В Древней Греции был мудрец Эпименид (см., Иоанн Лидийский, О месяцах, IV, 47), который просидел пятьдесят лет в пещере Амалфеи на Крите, а выйдя оттуда стал утверждать, что боги ему поведали будто Кастор – женщина. Следует отметить, что в древности Купала (ср инд. Гопала, Капила) почитался ликом Крышам- Коляды. А Кострому почитали также и мужчиной, в Индии его можно соотнести с Кардамой Муни (дед Капилы).

Иван да Марья на горе купальня!
Где Иван упал – там берег зыбался,
Где Мярья купалась, море волновалось….
Иванова мать по бережку ходит, рубашечку носит…
тонку полотняну, шелком вышивану.
Иванова мать всю ночь не спала, у Петра ключи крала,
Землю ими замыкала, росу выпускала.

Купальские напевы (русские, белорусские, украинские).
Навигация по книге ««Славянские боги и рождение Руси» Асов А.И.»<< Ра, Ока, Кама и АлатыркаХорс и Заря – Зареница >>
Эта статья опубликована в рубрике «Славянские боги».

Комментарии запрещены.