Макошь


  1. Сотворение мира
  2. Алатырь
  3. Сварог и семаргл
  4. Сварга
  5. Коло сварога
  6. Макошь
  7. Велес и азовушка
  8. Велес уходит в Азов-гору
  9. Иное рождение Велеса
  10. Велес учит людей
  11. Покаяние Велеса
  12. Велес и Ясуня
  13. Вила, Домна, Ася и Сидна
  14. Чернобог
  15. Вышний и Майя
  16. Крышний
  17. Крышний и Рада
  18. Ра, Ока, Кама и Алатырка
  19. Купала и Кострама
  20. Хорс и Заря – Зареница
  21. Китоврас и храм Солнца
  22. Денница
  23. Стрибог
  24. Царь морской и Колыня
  25. Святогор и Пленка
  26. Святогор и Ван
  27. Святогор и тяга земная
  28. Дый и Индра
  29. Сварог и Дый
  30. Индра, Чур и Крышень
  31. Барма, Таруса и Чур
  32. Ман, Таруса и Дый
  33. Огненный Волх и Леля
  34. Квасура, Китоврас и Вавила
  35. Перун и Скипер-Зверь
  36. Подвиг Перуна
  37. Перун и Дива
  38. Перун и Девана
  39. Девана и Семарга
  40. Дажьбог
  41. Дажьбог и Златогорка
  42. Коляда
  43. Детство Коляды
  44. Коляда и Радуница
  45. Радогост
  46. Коляда побеждает Черногора
  47. Коляда освобождает Дажьбога
  48. Даждьбог и Марена
  49. Дажьбог и Жива
  50. Ярила и Кащей.
  51. Сива
  52. Сива и Ярила
  53. Свита Ярилы и Велеса
  54. Лесные и водные жители
  55. Домовые духи
  56. Волшебные народы
  57. Внуки Дажьбога
  58. Ведическая и языческая культура
  59. Исторические корни славян
  60. Священные книги ведической религии
  61. Различия в религиях греков, римлян и славян
  62. Различия древних славянских и германо – скандинавских религий
  63. Живая традиция русской ведической веры

Макошь – великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди.
    Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.

Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити – волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь –
от завязки- рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.

«Книга Коляды», 1 в

    Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик – Отец, Второй – Сын, третий – Мать. Ибо Мать – это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит – Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.
    Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро – суть следование пути Прави, а зло – отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу – Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
    Макошь – женщина, и потому изменчива – может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.
    Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча – туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.
    Богиня Макошь входила в дохристианский пантеон Владимира. Она упоминается во всех поучениях против язычества IХ-ХIV веков. Ее часто принимали за богиню прядения, так как этнографические записи XIX века сохранили легенды о том, как «Мокуша обходит дома и беспокоит прядущие женщин». В русских деревнях сохранился обычай не оставлять кудель после работы, иначе «Мокуша спрядет». Существовало поверье: «Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша».

    В «Слове об идолах» сохранилась запись о богине Макоши:

«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» Здесь же она сравнивается с Гекатою – греческой богиней благосостояния: «Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…». От Макоши зависела судьба: какой жребий «кошь» тебе выпадет. Ее образ вытеснялся Параскевой Пятницей, Марией Богородицей.
    На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами, они прядут и сучат шелкову кудельку.

    Из русских заговоров

    Жила была женщина… называлась Счастьем и сотворена была, как бысть живому человеку. Только в двух местах видимая проруха: спина не сгибалась и был у ней один глаз, да и тот на темена кверху видит, а руками хватает зря.. (Она ходит и ищет свое пропавшее дитя) Схватит самого ледащего, глупого, что и денег считать не умеет.. начнет вздымать, чтобы посмотреть в лицо: оно ли доподлинно? Вздымет выше головы, взглянет с темени одним глазом да и бросит из рук, не жалеючи, прямо оземь: иной изживается, иной зашибается и помирает. Нет, не оно!

    Из притчи старика-раскольника.

Навигация по книге ««Славянские боги и рождение Руси» Асов А.И.»<< Коло сварогаВелес и азовушка >>
Эта статья опубликована в рубрике «Славянские боги».

Комментарии запрещены.