Масленица. Вторник — заигрыш


  1. Мифологические представления славян в контексте народного календаря
  2. Древний славянский пантеон
  3. Тотемы
  4. Домашние божества
  5. Божества-чудовища
  6. Погребальные обряды
  7. Боги земледельческой эпохи
  8. Боги-воины
  9. Народный календарь
  10. Славянские языческие и православные праздники
  11. Зима. Святочные праздники
  12. Коляда
  13. Славянский Новый год
  14. Славянские народные приметы
  15. Славянский Новогодний стол
  16. Игры и забавы
  17. Девичьи гадания
  18. Сочельник
  19. Праздничные блюда
  20. Приметы и гадания
  21. Рождество Христово
  22. Зимние Святки
  23. Крещение Господне
  24. Праздничные блюда для Крещенского сочельника и Крещения Господня
  25. Весна. Масленица
  26. Масленичное застолье
  27. Масленая неделя
  28. Понедельник — встреча Масленицы
  29. Масленица. Вторник — заигрыш
  30. Масленица. Среда — лакомка
  31. Масленица. Четверг — разгул, широкий четверг
  32. Масленица. Пятница — тещины блины
  33. Масленица. Суббота — золовкины посиделки
  34. Прощеное воскресенье. Проводы Масленицы
  35. Пасха
  36. Главные обрядовые блюда Пасхи
  37. Пасхальный стол
  38. Пасхальные торжества
  39. Лето. Зеленые Святки
  40. Троица — Славянский праздник
  41. Троица. Праздничный стол
  42. Троица. Обряды, гулянья, заговоры
  43. Троица. Русальная неделя
  44. Аграфена Купальница
  45. Иван Купала
  46. Петров день
  47. Праздничный стол в Петров день
  48. Спас
  49. Медовый Спас
  50. Яблочный Спас. Рецепты блюд
  51. Ореховый Спас. Рецепты блюд
  52. Покров
  53. Праздничный стол на Покров
  54. Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников

Во вторник на рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место. Здесь вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье. Дети продолжали катания с гор и на качелях. В это же время старшие веселились за столом.

Со вторника начинались театрализованные представления. В основном они устраивались ряжеными. Главными персонажами в них были Петрушка и масленичный дед. Да и на улицах можно было встретить большие группы ряженых в масках. Они разъезжали по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Как и во время Коляд, во вторник Масленой недели по дворам с обрядовыми песнями ходили в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести.

Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств, поэтому вторник называли Заигрыши. В этот же день с утра девицы и молодцы отправлялись кататься на горках. В богатых домах горы устраивали посреди двора, и мать посылала по родным и знакомым звать «дочек» и «сынков» с наказом: «У нас-де горы готовы и блины испечены — просим пожаловать».

В этот день было принято брать штурмом специально возведенные снежные городки, а иногда устраивались и кулачные бои стенка на стенку, что доставляло удовольствие и зрителям, и самим участникам. Последние устраивались зимой, в период Святок, на Масленицу и иногда в Семик. И все же предпочтение оказывалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.

Перед началом таких боев команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т.д.

К кулачным боям готовились заранее. Так, команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Перед самими боями мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.

В такие дни дело не обходилось без магии. В одном из русских старинных лечебников, например, содержится совет, как увеличить бойцовскую храбрость и мощь: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Чтобы обеспечить себе победу в кулачном бою, старались прибегать и к помощи заговора, полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к окиян-морю, и на том святом окияне-море стоит стар мастер-муж, и у того святого окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до веку».

Бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках. И все же чаще выбиралась борьба на кулаках. Для этого бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: стенка на стенку и сцеплялка-свалка. В случае если выбирался вариант стенка на стенку, бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением стенки противника. В этом бою использовались различного рода тактические военные приемы. Например, бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой считался законченным после прорыва стенки противника и бегства врагов.

Историки и исследователи считают, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

В случае битвы сцеплялка-свалка каждый выбирал для себя противника по силе и не отступал до полной победы, после чего сцеплялся в битву с другим.

Нужно сказать, что русский кулачный бой в отличие от драки шел с соблюдением определенных правил: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», т.е. в случае появления у противника крови заканчивать бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Одним из важнейших моментов кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Обычно битву начинали подростки. Вслед за ними на поле боя выходили парни, и только после них шли в бой молодые женатые мужчины как самые сильные бойцы. Такой порядок поддерживал равенство сторон.

Сам бой начинался с прохода главных бойцов, т.е. парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. Уже на поле парни становились двумя стенками-командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали сцеплялку-свалку, готовясь к будущим боям. И только после того, как раздавался клич атамана, а за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Как говорилось ранее, наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

За такими схватками наблюдали старики, которые обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Стоит сказать, что кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. А подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, отражались в удалых песнях и былинах:

Да съехались оны с копьями,

Только копъя-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками,

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Еще одним развлечением, которое любили и дети, и взрослые, было катание с гор.

«На горах катаемся, блинами объедаемся», — так пели в старинной масленичной песне.

Для этого заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. В них ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Сами же горки для катаний старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т.д. Уже ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь.

В качестве средств для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу; катульки — широкие выдолбленные доски; корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки; короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Катались все по-разному. Так, дети в основном садились на санки по несколько человек. Парни же, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор в верткой корежке и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах.

И все же чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, т.е. не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

Не запрещалось катание с гор и женатым людям. Даже существовало такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в Масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Согласно обычаю, в катании с гор должны были принимать участие молодожены. Когда они садились на санки и съезжали с горы, им кричали «Солите рыжиков, солите рыжиков» (т.е. целуйтесь при всех) и пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься:

Вот не с гор на гору снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снеги сыплют.

На меня, молоду, свекор смотрит,

Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.

«Хороша была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Теперь хуже того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах!»

Вот не с гор на гору снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снеги сыплют.

На меня, младу, свекровь смотрит,

Свекровь смотрит, люли, свекровь смотрит.

«Плоха была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Хуже того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах!»

Вот не с гор на гор снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снеги сыплют,

На меня, младу, мужик смотрит,

Мужик смотрит, люли, мужик смотрит.

«Хороша была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Лучше того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах».

Еще одним развлечением молодежи постарше являлось катание на санях. Конечно, это было зимнее развлечение, более характерное для Святок, престольных праздников. И все же особенно яркими были катания на Масленицу.

Так, в народе это развлечение называлось «съездки», поскольку в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К такому праздничному катанию тщательно готовились. Лошадей, которые участвовали в катаниях, мыли, расчесывали им хвосты и гривы, столь же внимательно относились к упряжи, приводили в порядок сани.

Как и для любых торжеств, существовали правила и для катания. Так, молодежь обычно каталась с утра. В то же время молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне», — ближе к вечеру.

Обычно парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем. У них лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни.

Катающиеся пели:

Запрягу я коня вороного,

Посажу я кума молодого.

Масленица счастливая,

Протянися подольше!

Или:

Девки,

Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петру ни за двором

Сивка пропадает.

Я о Масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

Не целуй меня на улице,

Целуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях,

Целуй на Маслену в санях!

Молодоженам же полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания.

Если же парадный выезд осуществлялся богатой семьей, то он оформлялся довольно торжественно. Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных лошадей, хозяйка тщательно укладывала в сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая семья садилась в сани. Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее — хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями.

Все участвующие в съездках катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям. Катавшиеся должны были соблюдать установленные правила: одни сани следовали за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости.

Если катались одни только парни, то они могли катать гуляющих по улице девушек. Для этого они вежливо приглашали их в сани словами: «Прошу прокатиться!» Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более 3-4 кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полушалки.

Своей кульминации катание достигало днем в Прощеное воскресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась.

Во время катаний лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали.

Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне. Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряжках, обгонявших друг друга.

В этот же вечер в некоторых районах проводили обряд «выбаранивания девок». Для этого таскали борону вдоль домов. Считалось, что после этого обряда девушкам будет легче выйти замуж.

Навигация по книге «Славянские и православные праздники и обряды»<< Понедельник — встреча МасленицыМасленица. Среда — лакомка >>
Эта статья опубликована в рубрике «Праздники» с метками .

Комментарии запрещены.