Мифологические представления славян в контексте народного календаря


  1. Мифологические представления славян в контексте народного календаря
  2. Древний славянский пантеон
  3. Тотемы
  4. Домашние божества
  5. Божества-чудовища
  6. Погребальные обряды
  7. Боги земледельческой эпохи
  8. Боги-воины
  9. Народный календарь
  10. Славянские языческие и православные праздники
  11. Зима. Святочные праздники
  12. Коляда
  13. Славянский Новый год
  14. Славянские народные приметы
  15. Славянский Новогодний стол
  16. Игры и забавы
  17. Девичьи гадания
  18. Сочельник
  19. Праздничные блюда
  20. Приметы и гадания
  21. Рождество Христово
  22. Зимние Святки
  23. Крещение Господне
  24. Праздничные блюда для Крещенского сочельника и Крещения Господня
  25. Весна. Масленица
  26. Масленичное застолье
  27. Масленая неделя
  28. Понедельник — встреча Масленицы
  29. Масленица. Вторник — заигрыш
  30. Масленица. Среда — лакомка
  31. Масленица. Четверг — разгул, широкий четверг
  32. Масленица. Пятница — тещины блины
  33. Масленица. Суббота — золовкины посиделки
  34. Прощеное воскресенье. Проводы Масленицы
  35. Пасха
  36. Главные обрядовые блюда Пасхи
  37. Пасхальный стол
  38. Пасхальные торжества
  39. Лето. Зеленые Святки
  40. Троица — Славянский праздник
  41. Троица. Праздничный стол
  42. Троица. Обряды, гулянья, заговоры
  43. Троица. Русальная неделя
  44. Аграфена Купальница
  45. Иван Купала
  46. Петров день
  47. Праздничный стол в Петров день
  48. Спас
  49. Медовый Спас
  50. Яблочный Спас. Рецепты блюд
  51. Ореховый Спас. Рецепты блюд
  52. Покров
  53. Праздничный стол на Покров
  54. Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников

История славянских верований всегда изучалась в тесной связи с народным фольклором, поскольку мифологическую основу невозможно отделить от содержания празднований и времени совершения того или иного обряда. Об этом свидетельствуют сказки, предания и легенды, в которых встречается множество различных волшебных персонажей: ужасных и грозных, таинственных и непонятных или добрых и всегда готовых помочь.

Древней религией славян, их мировосприятием было язычество. Оно охватывало практически всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, точнее, культуры производственной, ибо она была проникнута убежденностью ее носителей в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых процессах.

Славянское язычество не было обособлено от верований соседствующих народов. В первое тысячелетие нашей эры оно представляло собой некое ответвление от общей древней индоевропейской религии. Практически полное отсутствие свидетельств о славянской религии до VI в. и малое их число, относящееся к периоду до XI в., вынуждает ученых восстанавливать древнейшую славянскую религию, используя современный материал, такой как записи XI—XX вв. При этом применяется сравнительно-исторический метод, подобный тому, что используется в Лингвистике. В отличие от христианства, представляющего собой достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось системой неоднородной и открытой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований. Если воспользоваться традиционной научной терминологией, то можно сказать, что славянское язычество содержало в себе не только свойственные ранней стадии религиозного развития аниматические верования, т.е. убежденность в том, что все в природе живое — камень, огонь, дерево и молния, и т.п., — но и анимические (т.е. имеющие душу). Все это сочеталось, вероятно, с более поздними воззрениями о трансцендентности души (т.е. способности переходить в другую плоть). Кроме того, в мифологическом представлении отражалась способность персонажей к различным метаморфозам, например, превращения в козла, в собаку, кота, копну сена, черный клубок, в младенца и т.п. Эти сказочные персонажи, после обращения славян в христианство получили название нечистой силы. Они имели антропоморфный (человеческий), зооморфный (звериный) или смешанный антропоморфно-зооморфный облик. И эта сверхъестественная сила по убеждению древнего славянина-язычника рассеяна по всей вселенной, с нею приходилось иметь дело, и она была опасна, хотя и не всегда вела к плохому или трагическому исходу. Эту силу можно было умилостивить и даже отпугнуть, что и совершалось согласно особым ритуалам и традициям. В процессе развития из этой среды сверхъестественного начали выделяться языческие боги, о которых мы имеем довольно смутное представление. Примерно к VI веку славяне имели не только нечто напоминающее пантеон, но и были близки к монотеизму, к верованию в верховного, еще не христианского, но единого бога. Об этом свидетельствует византийский историк Прокопий Кесарийский. Он в своем сочинении «Война с готами» написал о том, что славяне веровали в Громовержца как высшего из богов и приносили ему в жертву волов и быков. При этом элементы единобожия, возможно, даже локальные, не смогли вытеснить и не вытеснили многобожие. Оно только стало не ярко выраженным и сливалось на другом полюсе с духами природы, домашнего очага, демонами болезней и повальных бедствий.

Для современного человека использованные в сказках и преданиях персонажи кажутся причудливым вымыслом. Однако в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера и получила название «язычество», иначе говоря — «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись природным стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Стоит сказать, что единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон — собрание основных языческих богов — также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил определенным политическим целям.

Навигация по книге «Славянские и православные праздники и обряды»Древний славянский пантеон >>
Эта статья опубликована в рубрике «Праздники».

Комментарии запрещены.