Предписываемое внутреннее намерение деяний. Ислам

Глава №5 из 8 в книге Единый метод религий

Тут, пожалуй, следует начать с того, что ислам признает Иисуса Христа (называемого в Коране Исой) посланником Бога на Земле и Библия, как священное, Богом данное писание, так же авторитетна для мусульман, как и для христиан. Исходя из этого, всё сказанное нами выше и основанное на авторитете священного писания, так же справедливо и для ислама.

В дополнении к этому в наиболее ценимой священной книге мусульман – Коране так же можно найти подтверждение идеи, о необходимости совершения деяний ради Бога и уничтожению эгоистической мотивации.

Согласно Корану Аллаху принадлежит всё, в том числе и результаты дел человеческих, поэтому мусульмане должны все дела делать ради Аллаха.

«105(109). Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле; и к Аллаху возвращаются дела» (Коран, сура 3).

«…они думали об Аллахе несправедливой думой язычества, говоря: «Разве для нас есть что-нибудь из этого дела?» Скажи: «Все дела принадлежат Аллаху» (Коран, сура 3, 148(154).

В связи с широким распространением охотничьего промысла в исторической мусульманской среде в Коране встречаются наставления в частности и в этой сфере: «1(1). Они спрашивают тебя o добыче. Скажи: «Добыча принадлежит Аллаху и посланнику; бойтесь же Аллаха, упорядочите между собой и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы веруете!» (Коран, сура 8).

«274(272). Не на тебе лежит руководство ими, но Аллах ведет прямым путем, кого хочет. Что бы вы ни потратили из добра, – то для самих себя, и вы тратите только из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (Коран, сура 2). Добро, потраченное из стремления к лику Аллаха, в соответствии с Кораном будет полностью возмещено потратившему. Тратить добро – раздавать милостыню и пр. То есть всё, что вы потратите (что бы ни потратили из добра – не важно что) только из стремления к лику Аллаха, то будет полностью воздано вам и, по сути, вы потратите на себя в результате. Ясно, что речь идет в первую очередь не о материальном воздаянии, иначе не было бы смысла тратить добро изначально, но о накоплении такими делами духовных заслуг.

Выполнение предписаний не из стремления к благоволению Аллаха уподобляется в Коране бесплодной скале, а выполнение предписаний ради Аллаха уподобляется саду, приносящему изобильный урожай:

«265(263). 266(264). O вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и последний день. Подобен он скале, на которой земля: но постиг её ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели: ведь Аллах не ведет прямым путем людей неверных!

267(265). A те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. A если не постиг его ливень, то – роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!» (Коран, сура 2, 265/263-267/265).

Наибольшая христианская заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» находит отражение и в Коране: «8(8). И поминай имя Господа твоего и устремись к нему всем устремлением» (Коран, сура 73). То есть всё устремление правоверного должно быть направлено на Бога – это общая установка, то есть во всех частностях и делах твоих так же необходимо придерживаться этого наказа, иначе не всё устремление будет отдано Богу, и заповедь не будет исполнена.

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1(1). Клянусь ночью, когда она покрывает,

2(2). и днем, когда он засиял,

3(3). и тем, что создало мужчину и женщину, —

4(4). стремления ваши различны!

5(5). Но тот, кто давал и страшился,

6(6). и считал истиной прекраснейшее, —

7(7). тому Мы облегчим к легчайшему.

8(8). A кто скупился и обогащался,

9(9). и считал ложью прекраснейшее, —

10(10). тому Мы облегчим к тягчайшему.

11(11). И не спасет его достояние, когда низвергнется.

12(12). Ведь на Нас лежит прямой путь.

13(13). И ведь Нам принадлежит жизнь последняя и первая.

14(14). И вот увещаю Я вас огнем, который пылает,

15(15). горит в нем только несчастнейший,

16(16). который счел ложью и отвернулся.

17(17). Удален от него будет богобоязненный,

18(18). который приносит свое достояние, чтобы очиститься.

19(19). И ни за кем нет у него милости, которая должна быть вознаграждена,

20(20). если не из стремления к лику Господа его высочайшего.

21(21). И он будет доволен» (Коран, сура 92).

Тут мы вновь встречаем наставления, направленные на устранение эгоистической мотивации. Аяты 19 и 20 этой суры Корана говорят о правоверном мусульманине, названном выше с суре «богобоязненным» и противопоставленном «несчастнейшему». Тут говорится, что правоверный, творя доброе деяние, не надеется, что это деяние будет вознаграждено тем, кому он его делает, он делает это лишь ради Лика Аллаха.

Исторически жизнь мусульман сопровождалась постоянными военными противостояниями и сражениями, поэтому как в Коране, так и в хадисах часто затрагивается военная тема. Так в одном из хадисов Пророка спрашивают о том, кто лучший из воинов, сражавшихся в битве. Один из воинов сражался ради денег, другой ради славы, в общем, каждый имел свой мотив. Пророк ответил, что лучший из них тот, кто сражался ради Аллаха.

Приведем ещё несколько хадисов кудси[1], относящихся к затронутой теме:

«Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! От склонности к земной жизни и любви ко Мне в своем сердце, зависит Мое расположение к тебе».

«Поистине Я никогда не объединяю любовь ко Мне и любовь к земной жизни в одном сердце».

«О сын Адама! Будь набожным, и ты познаешь Меня, голодай, и ты увидишь Меня. Всецело отдавайся поклонению Мне, и дойдешь до Меня. Будь искренним в своих деяниях, Я одарю тебя любовью ко Мне. Посвяти себя поминанию Меня, Я буду поминать тебя перед ангелами».

«Если бы ты познал истину, то не думал бы ни о чем, кроме как об Аллахе, не боялся бы никого, кроме Аллаха, и не прекратил бы твой язык поминать Аллаха, поистине искоренение грехов невозможно лживым раскаянием».

Эти слова Аллаха вновь говорят нам о том, что все помыслы и устремления правоверного мусульманина должны быть направлены к Богу, а не к какой-либо вещи это земной жизни, что бы это ни было.

Истинная любовь к Аллаху в исламе, так же, как и в христианстве, подразумевает полное посвящение себя Богу, что в сфере мыслей может быть выражено мыслью, а в сфере деяний – мотивом.

О том, что любовь к Аллаху подразумевает полное посвящение себя ему, говорит Шейх Абу Бакр Каттани:  «В Мекке в дни мавсима (период Хаджа) был затронут вопрос о любви к Аллаху, и шейхи заговорили о ней. А Джунайд Багдади был среди них самым младшим. Шейхи обратились к нему: «Эй, из Ирака, скажи, что ты знаешь об этом?» Он опустил голову, его глаза наполнились слезами, и он сказал: «Это раб (влюбленный), ушедший от плоти своей, привязавшийся к поминанию Господа, усердный в совершении долга перед Аллахом, сердцем взирающий на Него. Сердце его сожжено лучами трепета (перед Аллахом), он питается из чаши любви к Аллаху, и Всевышний явил ему Себя, скрытого завесами сокровенности. Если он говорит, то от Имени Аллаха, если рассказывает, то об Аллахе, если двигается, то Его велением, а если остановится, то вместе с Ним. Он весь – ради Аллаха. Он с Аллахом, и он движим Аллахом». После этих слов шейхи заплакали и сказали: «К этому ничего нельзя добавить. Да воздаст тебе Аллах, о, венец познавших!»

По словам Хасана аль-Басри[2] «человек – раб своих чувств и страстей, но тот, кто сумеет подчинить их себе, поистине, станет царем своей судьбы. Если он исключительно ради Аллаха проявит искренность во всем, предписанном ему Всевышним, его окружит божественная забота, где бы он ни был, и даст ему Всевышний знания, откуда он и не ожидал».

В книге «Маракиль фалях» автор говорит: «Нет пользы во внешней чистоте без внутренней, и без сердца, очистившегося от земных пороков, и при отсутствии бескорыстного поклонения Аллаху с признанием своей полной зависимости от Аллаха и нужды в Нем, когда целиком и полностью ощущаешь, что ты – один из рабов Всемогущего Аллаха».


[1] Хадис кудси – хадис, который заключает в себе слова Аллаха, передаваемые Его Посланником – Мухаммадом.

[2] Абу Сайд Ясар ибн Аби аль-Хасан аль-Басри – крупнейший богослов раннего ислама. Авторитет аль-Хасана аль-Басри был настолько высок, что к своим учителям его причисляли и традиционалисты (ахлъ ус-сунна), и рационалисты (мутазилиты), и суфии.

Навигация по книге «Единый метод религий»<< Предписываемое внутреннее намерение деяний. ХристианствоПредписываемое внутреннее намерение деяний. Буддизм >>
Эта статья опубликована в рубрике «Религия».

Комментарии запрещены.