Предписываемое внутреннее намерение деяний. Христианство

Глава №4 из 8 в книге Единый метод религий

Сделав необходимое отступление, вернемся к нашему вопросу. Поскольку, как мы убедились выше, все три мировые религии, а так же одна из наиболее распространенных после них – индуизм, сходятся в том, что деяния верующих оцениваются по их внутреннему намерению, то возникает закономерный вопрос о том, какие же намерения предписывают религии своим правоверным последователям в качестве должных, а так же не прослеживается ли общность в этих намерениях. Для ответа на этот вопрос последовательно изучим положения различных религий.

 Христианство:

Для того, чтобы узнать, что предписывает христианство для достижения Царствия Небесного, обратимся к самому авторитетному христианскому источнику – Библии. Откроем Евангелие и перейдем сразу к тем местам, которые содержат в себе самую суть изложенного  Христом Учения:

«25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Евангелие от Луки 10:25-37).

      Из приведенной цитаты мы видим, что ещё в Моисеевом законе для достижения вечной жизни предписывалось возлюбить всем сердцем, душою, телом и умом Господа Бога, а так же ближнего своего как самого себя. По сути, мы видим здесь путь достижения вечной жизни, правильность которого подтверждает и утверждает Иисус, называя это двумя наибольшими заповедями, больше которых нет ни одной: 

«28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его (Евангелие от Марка 12:28-43).

Эти две заповеди, приравненные Христом по силе, содержат в себе всю суть христианства. В Евангелие от Матфея Иисус добавляет, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:40). Все иные заповеди могут быть выведены из них. Соблюдая лишь две эти заповеди, человек спасется и обретет жизнь вечную, т.е. достигнет ту цель, которую ставит перед собой христианство. 

Эту мысль, составляющую самую основу христианского пути, мы находим позже и в проповедях апостолов. Святой Апостол Павел в посланиях к Римлянам говорит:

«9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» (Послание к Римлянам 13:9-11).

Важно отметить, что под «ближними» Иисус учит понимать не только родственников или людей одного с тобой вероисповедания, но любых из тех, кто окажется рядом и будет нуждаться в помощи, т.е. любовь должна быть распространена на всех людей, без какого бы то ни было исключения.

Зачем Иисус произносит слова «как самого себя»? Этими словами Он стремится показать ту степень любви, которую необходимо испытывать к ближнему. Почему именно как самого себя? Потому, что человеческим существам свойственен эгоизм и себя, своё благополучие они считают высшей ценностью. Иисус прекрасно это знал и как раз это старался изменить, поэтому заповедал любить ближнего так же сильно как люди любят самое ценное – себя самих.

Но Иисус идет дальше и, последовательно проповедуя избавление от эгоистических воззрений, проводит мысль о приоритете любви к ближнему над любовью к самому себе.

Если человек сделал себе самому что-то дурное и неблагоприятное, то разве будет он за это доволен собой и возлюбит себя за это? Конечно нет. Однако Иисус говорит, что если это дурное сделает тебе другой человек, даже твой враг (так же относящийся к понятию «ближнего»), то в таком случае ты не должен держать на него зла, и более того – должен любить и благословлять его:

 «43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего

 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:44-48).

Приоритет блага ближнего над собственным находит отражение и в наставлениях апостолов:

«1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Послание к Римлянам св. Ап. Павла 15:1-3).

Но каким образом христианин должен следовать предписанному Христом? Чтобы христианин мог соблюсти две наиважнейшие заповеди, они должны быть соблюдены во всем, что он делает, во всех его словах и поступках. Ведь если человек реализует соблюдение этих заповедей в одном поступке, но не реализует в другом, то разве можно считать это соблюдением заповедей в целом? Такой подход подтверждается и словами апостола:

«8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Соборное послание св. Ап. Иакова 2: 14-26).

Поскольку все мы живем в этом мире, то мы не можем пребывать в полном бездействии, мы постоянно думаем о чем-то, совершаем некие действия, произносим слова. Для соблюдения заповедей мы должны соблюдать их во всех этих наших проявлениях. Трудно представить себе, как можно соблюдать наипервейшие заповеди и при этом не совершать никаких деяний, в которых бы это соблюдение проявилось.

Зная о пагубности впадения в бездеятельность, апостол призывает христиан к деятельности:

«14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Соборное послание св. Ап. Иакова 2: 14-26).

Поскольку человек не может постоянно пребывать в полном бездействии и, так или иначе, вынужден совершать некие деяния, то они либо будут исполнением заповедей о любви к Господу и ближнему, либо нет, то есть либо будут продвигать человека по пути к Богу, либо нет.

Таким образом, мы приходим к выводу, что все слова, мысли и поступки правоверного христианина должны быть исполнением двух наиважнейших заповедей, т.е. иметь своим мотивом неограниченную любовь к Господу Богу и всем людям.

Это единственная мотивировка, которую допускает христианство, все же прочие привязанности необходимо оставить. Дух человеческий должен иметь стремление лишь к Богу и творению блага ближнему, а в отношении же всего остального быть нищим, т.е. не иметь никаких привязанностей к чему бы то ни было. Об этом говорит Христос в нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея 5:3).

Позволим себе привести ещё несколько слов, сказанных в развитие наставления о нищете духа известным голландским католиком Фомой Хемеркеном Кемпийским:

«Будь чист и свободен внутренне, не прилепляясь ни к единому созданию»[1].

«Если не имеешь в предмете и не ищешь ничего, кроме благоволения Божия и пользы ближнего, будешь иметь внутреннюю свободу»[2].

«С Богом ходить внутренне, и вне себя не держать никакой привязанности – вот состояние внутреннего человека»[3].

Но ведь это, по сути, и есть тог тезис, который мы озвучили выше: совершение бескорыстных деяний без привязанности к их результату.

Очень наглядно и доступно подобное понимание христианского пути мы находим в словах одного из самых почитаемых православных святых – Серафима Саровского:

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает. Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть. И, как видим из священного повествования, этот делаяй правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешися ты и весь дом твой. Итак, Господь все свои божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти… Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете – видим, и грех ваш пребывает на вас. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его» («О цели христианской жизни» [4]).

Со всей ясностью и ответственностью святой старец говорит нам, что лишь дела, делаемые ради Христа, дают достижение цели христианской жизни, а все же иные, хотя и добрые сами по себе, но к этой цели не продвигают.

Но далее Серафим Саровский добавляет, что и дела, делаемые ради пользы ближнего, Господь так же относит к совершенным ради Него Самого:

«Так-то, ваше Боголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимете, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе[5]. Так не имейте никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользе и назиданию ближних относились» («О цели христианской жизни»).

То же учение о необходимости посвящения всех своих дел Богу, а равно и ближнему, мы обнаруживаем и в наставлениях и Тихона Задонского:

«Потщимся осматривать себя и в добрых делах наших, да не неключимы будут пред Богом, и мы с ними непотребни явимся; все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближняго нашего. Доброе дело от конца познается, а не от самаго дела. Когда конец добрый есть добраго дела, то и дело добро, когда конец злой, то и дело порочится, хотя бы и доброе казалося. Но надобно сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближняго; и тогда от праваго сердца, как от добраго древа добрые плоды, добрые дела происходить будут» (5:113).

«Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: тако добрый христианин творит добрыя дела для славы имене Божия и пользы ближних своих» (4:133).

«Какое дело доброе делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, понеже Бог велит добро делать. Такожде, когда от зла уклоняешися, ради Бога уклоняйся, понеже Бог ненавидит зла, и велит нам от того убегать, якоже глаголет: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной, или иной какой подобной причины делается. Например, любить ближняго, милость делать, терпеть, прощать ближнему обиду и прочая, ради Бога должно, понеже Бог так приказал, такоже от зла отклоняться, например, не злобиться, не гневиться на ближнего, не злословить, не осуждать, не клеветать, не красти, не творити блуда и прочаго, ради Бога должно, понеже запретил все сие Бог, и злом раздражается» (1:107).

 «Не искать в добрых делах славы и похвалы своея, но «Божие Богу» отдавать, а не себе привлекать. Аще же ищешь того себе, то знай, что, как цветок вне красен, но внутрь смраден, ни к чему негоден: так дела твоя вне нечто быть показуются, но внутрь ничтоже суть, паче же мерзость суть пред Богом, Который на сердце твое и намерение смотрит, а не на дела» (2:51).

«Прославляется имя Божие, когда не нашему, но Его имени ищем от добрых дел славы и похвалы, и все, что доброе делаем, Ему восписуем, яко всякаго добра Виновнику и Началу, да Тому «единому» будет честь и слава за добро, от Котораго всякое добро происходит. Святый Василий Великий глаголет: «тогда во славу Божию все делаем, когда все ради Бога, по заповеди Его, делаем, ни в чем похвалы человеческой не ищем». И паки: «тот-де во славу Божию яст и пиет, кто в пищи и питии поминает Божия благая, и яст не яко раб чрева, ради сласти, но яко делатель Божий, да и в творении дел Его крепчайший может быти» (В вопросе 195-м кратких правил)» (3:79).

«Верным рабам Христовым должно славы Господа своего искать, от зла уклоняться и доброе творить на такий конец, дабы оттуда имя Господа их славилося, да тако угодна будут дела их Господу их; иначе не могут быть угодны. Како бо угодно Христу может быть тое дело, которое не ради Христа делается? Всякое дело, какое оно есть, доброе или злое, от конца судится. Хотя бо и доброе дело повидимому кажется быть, но, когда не ради добраго конца творится, не может быть доброе, но злое. Напр. милостыню даеши ради того, чтоб похвалу от человек иметь: доброе дело по внешнему твориши, но внутрь есть злое, ради бо суетныя славы своея, а не ради Христа делаеши тое. Сего ради должно не токмо добрыя дела творить, но и добре творить, то есть, на добрый конец, который есть слава Божия» (3:174).

«Многии бо делают добрая, но не от веры, и потому угодить Богу не могут. Многии бо удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают так от страха человеческаго, боящеся гражданского наказания, а не от страха Божия: и то есть не от веры. Многии удаляются от нечистот, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия: и то есть не от веры, ибо таковии в тайне дерзают таковая, «каковых срамно есть и глаголати». Инии кроткии и незлобивии являются, но ради мирного и спокойного с человеки жития: и то есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Инии ближним своим вся добро показуют, но ради того, чтобы ими любимы были: и то есть не от веры. Друзии много дают милостыни, строят Божия храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред человеки показаться: и то есть не от веры. Некоторыи молитвы учащают, протягивают, «да видими будут человеки»: и то есть не от веры. Многии постятся много, но для того, «да явятся человеком постящимися»: и то есть не от веры. Вси бо сии и прочии сим подобныи, понеже не ради Бога добро делают, не от веры тое делают и потому Богу тем угодить не могут. Делают бо или славы ради суетной, или ради инаго чего, а не во славу Божию. Како бо может быти угодно Богу, что не ради Его делается?» (1:72).

«Уклоняйся от зла, и твори доброе ради Бога, а не ради иной какой причины: понеже оное запретил, а сие повелел Бог. Все бо тое неугодно Богу, что не ради Бога делается. Да будет убо конец твой во всех делах твоих воля Божия, которая не хощет зла и хощет добра» (5:153).


[1] Фома Кемпийский «О подражании Христу», книга II, гл. 8, п. 5.

[2] Фома Кемпийский «О подражании Христу», книга II, гл. 4, п. 1.

[3] Фома Кемпийский «О подражании Христу», книга II, гл. 6, п. 4.

[4] «О цели христианской жизни» – наставления преподобного Серафима Саровского записанные Мотовиловым Н. А.

[5] « 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея 25: 34-40). – примечание автора.

Навигация по книге «Единый метод религий»<< Двойственные воззрения на природу БогаПредписываемое внутреннее намерение деяний. Ислам >>
Эта статья опубликована в рубрике «Религия».

Комментарии запрещены.