Предписываемое внутреннее намерение деяний. Индуизм

Глава №7 из 8 в книге Единый метод религий

Канонический индуизм представлен двумя основными группами источников (традициями): традицией шрути и традицией смрити. Традиция шрути включает в себя четыре Веды, которые являются наиболее авторитетными источниками индуизма, а так же древнейшим религиозно-философским письменным источником. К сожалению, эти тексты не все были переведены на русский язык и по сей день недоступны для большинства европейских исследователей. Традиция смрити в свою очередь представлена рядом письменных источников, которые в основном являются разъяснениями и толкованием Вед. Одной из основных книг традиции смрити является небезызвестная «Махабхарата», называемая иногда «пятой ведой».

В своем исследовании мы обратимся к «Бхагавад-Гите» («Песне Господа»), которая была включена в состав 6 книги Махабхараты и является, пожалуй, самой священной её частью, а так же одним из наиболее значительных религиозно-философских произведений эпического периода.

Кроме других в Бхагавад-Гите затронуты и вопросы о способах достижения Всевышнего. Кришна прекрасно понимает, что люди имеют различное представление о природе Всевышнего и поэтому говорит о двух возможных путях, определяемых тем, являются ли эти воззрения персоналичстическими или имперсональными.

Глава 12 Бхагавад-Гиты совершенно недвусмысленно предусматривает возможность существования двух путей достижения Бога: как исходящего из восприятия Его как Личности, так и исходящего из восприятия Его как Нероявленного.

Существование этих двух возможных пониманий и путей уже содержится в вопросе Арджуны Кришне: «Кто более сведущ в йоге – те, кто неколебимо преданы Тебе и поклоняются Тебе, или те, кто поклоняются Непреходящему, Непроявленному?» («Бхагавад-Гита», 12:1). В обоих случаях объект поклонения один, однако, воспринимается он по-разному. Если путь поклонения Личному Богу – это путь совершения добрых дел ради Него, когда результаты всех твоих действий ты подносишь, как жертвоприношение, к Его ногам, то имперсоналисты делают всё то же самое, но не ради Личного Бога, а признавая закон всеобщей гармонии, действуют так, чтобы микрокосм, которым является их организм, был созвучным с макрокосмом, частью  которого он является, или как сказано в Бхагавад-Гите «поклоняются Мне как Единому, как разделенному многими путями и как всепроникающему» («Бхагавад-Гита», 9:15).

Далее читаем ответ Кришны, в котором Он подтверждает возможность постигать Его обоими из вышеупомянутых путей:

«Благословенный Господь сказал:

2.Тех, кто поклоняется Мне, сосредоточив ум на Мне, кто всегда предан Мне и обладает высшей верой, тех Я считаю наиболее совершенными.

3-4. Но те, кто поклоняются Непреходящему, Неописуемому, Непроявленному,  Вездесущему, Непостижимому, Неизменному, Недвижимому, Вечному, обуздав чувства, навсегда умиротворив разум и посвятив себя благу всех существ, – те также достигают Меня» («Бхагавад-Гита», 12:2-4).

Итак, основываясь на словах самого Кришны из Бхагавад-Гиты, мы подтвердили возможность достижения Бога двумя путями: посредствам поклонения личностному Богу и посредствам поклонения Непроявленному, т.е. путем воззрения на него не как на личность. Оба пути позволяют достигнуть результата, однако Кришна добавляет: «Больше трудностей у тех, чей ум привязан к Непроявленному, ибо очень сложно воплощенному достичь цели на пути к Непроявленному» («Бхагавад-Гита», 12:5). И это действительно так, т.к. путь имперсонализма требует изрядных способностей и более сложен для большинства, немногие способны пройти им.

На первый взгляд может показаться, что Кришна отдает явное предпочтение тем, кто поклонятся Ему как личному Богу, однако это не так. Анализ текста Бхагавад-Гиты позволяет сделать заключение о том, что ни одному из путей не отдается преимущество, но они равнозначны и отличаются лишь в силу отличающихся людских представлений и способностей[1]. Каждый из вариантов более подходит тому, кто имеет именно к нему большую склонность.

В главе 3, озаглавленной «Путь деяния», Кришна преподает Арджуне йогу действия или же карма-йогу. Кришна подчеркивает невозможность пребывания в бездействии и говорит о том, каким же образом должен действовать человек, желающий достичь Всевышнего:

«3. О безгрешный, Я уже  объяснял  о  двух  путях  в  этом  мире:  для философов – йога знания, для йогов – йога деяний.

     4. Человек, отказавшись от действий, не освободится от последствий прошлых деяний и простым отречением не достигнет совершенства.

     5. Воистину никто даже миг не может пробыть в бездействии. Гуны, рожденные природой, заставляют каждого невольно действовать.

     6. Кто обуздал свои органы действий, но умом привязан к объектам чувств, тот обманывает себя и называется лицемером.

     7. Но тот, о Арджуна, кто контролируя умом чувства, выполняет без привязанности йогу деяния своими органами действий, тот совершенен.

     8. Исполняй свой предписанный долг, ибо деяние лучше недеяния. Бездействуя, ты не сможешь даже поддерживать свое тело.

     9. В этом мире все действия связывают, кроме тех, что вершатся как жертвоприношения Богу (Ягья). Поэтому, о сын Кунти, выполняй работу ради Него, освободившись от привязанностей («Бхагавад-Гита», 3:3-9).

    «19. Поэтому без привязанности всегда совершай работу, которую следует делать, ибо действуя без привязанности, человек достигнет Всевышнего.

     20. Только благодаря деятельности Джанака и другие достигли совершенства. Поэтому ради блага всего мира ты должен действовать.

     21. Что бы ни делал великий человек, то делают и другие люди, и какой бы пример он ни являл делами, весь мир следует ему.

     22. О сын Притхи, в трех мирах нет для Меня работы, которую Я должен выполнять, нет ничего недостижимого для Меня; и все же Я пребываю в действии.

     23. Ибо если б Я не был постоянно занят работой, то все люди последовали бы Моему пути.

     24. Если Я пеpестану действовать, то все эти миры погибнут и Я стану причиной смешения сословий и гибели всех существ («Бхагавад-Гита», 3:19-24).

Итак, мы видим, что в качестве предписываемых деяний, индуизм говорит о деяниях без привязанности, деяниях, совершаемых ради Бога. Тут мы видим более персоналистический подход, однако сразу же за ним идет имперсоналистический: «Невежественный совершает действия с привязанностью к результатам, мудрые же действуют без привязанности, ради блага людей» («Бхагавад-Гита», 3:25). В этом посвящении «себя благу всех существ» («Бхагавад-Гита», 12:2-4) мы можем проследить полную аналогию с имперсоналистической практикой буддийской бодхичитты.

Кришна преподает Арджуне ряд йог. Как минимум можно выдели три йоги, описываемые в Бхагавад-Гите. Это йога действия (карма-йога), йога знания (джнана-йога) и йога божественной любви (бхакти-йога). Это пути наиболее подходящие тому или иному человеку, в зависимости от преобладания в нем тамасической, раджасической или саттвической природы. Но все пути, преподаваемые Кришной, по сути, имеют одну и ту же основу, объединяющую всех их, а именно избавление от эгоистической привязанности к результату своих деяний.

Освобождение от этой привязанности является сутью йоги деяний (карма-йоги); для бхакти-йогов, являющихся представителями персоналистического воззрения на природу Бога, этот эффект достигается путем подношения результатов всех своих действий Богу; для идущих же имперсоналистическим путем знания, просто содержится предписание отрешиться от плодов своих деяний или действовать ради блага всех существ.

     «25. Невежественный совершает действия с привязанностью к результатам, мудрые же действуют без привязанности, ради блага людей.

     26. Пусть мудрый не смущает бездействием умы невежественных, привязанных к плодам деятельности. Он должен побуждать  их к исполнению всех действий во имя Бога.

     27. Все виды действий совершают гуны материальной природы, но душа, введенная в заблуждение эгоизмом, думает: «Я – деятель».

     28. Кто знает истину, о могучерукий, о различии души от гун природы и их действий, понимая, что это гуны действуют в гунах, тот не привязан.

     29. Люди, введенные в заблуждение гунами природы, привязываются к действиям, порожденным гунами. Но пусть познавший все мудрец не смущает невежд, несовершенных в знании.

     30. Посвящая все свои действия Мне, сосредоточив сознание на истинном я, освободившись от желаний, эгоизма и беспокойств, сражайся.

     31. Те люди, которые постоянно следуют этим поучениям с верой и без зависти, освобождаются от оков кармы.

     32. Но те, кто осуждая Мое учение, не следуют ему, лишенные всякого знания и разумения, знай, обречены на гибель» («Бхагавад-Гита», 3:25-32).

Даже совершающий действия, но не привязанный к их результатам, освободившийся от эгоизма человек не связывается последствиями своих деяний. Он как бы «действует, не действуя» и, освобождаясь от кармы, достигает Всевышнего.

     «И хотя Я – создатель, знай, Я – неизменный и вне всяких деяний.

     14. Не влияют на Меня деяния, не жажду Я их плодов. Кто Меня познает таковым, того не связывают последствия деяний.

     15. Зная это, даже древние искатели освобождения  совершали  деяния. Поэтому и ты совершай деяния, как совершали предки испокон веков.

     16. Даже мудрые заблуждались относительно того, что есть действие, что – бездействие. Я  возвещу тебе, что есть действие; зная это, ты освободишься от зла.

     17. Надо понимать, что есть действие, запрещенное действие и бездействие. Таинственен путь деяний.

     18. Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, тот – мудрый среди людей; он связан с Высшим, хотя и занят разнообразной деятельностью.

     19. Того, чьи начинания лишены желания чувственного наслаждения, чьи последствия действий сожжены огнем знания, того ученые называют мудрым.

     20. Оставив привязанность к плодам своей деятельности, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависимый, он не совершает действий, хотя и занят деятельностью.

     21. Свободный от желаний, обуздавший свои мысли и разум, оставивший чувство собственности и действующий  лишь  для  поддержания  тела,  он  не вовлекается в грех.

     22. Довольный тем, что приходит без усилий, превзошедший двойственность, лишенный  зависти, равный к успеху и неудаче, он не связывает себя, даже действуя.

     23. У лишенного привязанностей, свободного, с умом, погруженным в знание, выполняющего работу только как жертву Богу – вся карма исчезает» («Бхагавад-Гита», 4:13-23).

«Тот, кто с помощью йоги отрекся от плодов деятельности, разрушил сомнение духовным знанием и погружен в себя, не связывается последствиями действий, о Дхананджая» («Бхагавад-Гита», 4:41).

Даже поощряемые действия, совершаемые ради эгоистического результата (власть, слава, лучшее будущее воплощение), не приводят к достижению Всевышнего и не ведут к освобождению от кармы:

     «42. Неразумные люди, которые произносят цветистые речи, прельстясь буквой Вед, говорят, что нет ничего выше этого.

       43. Исполненные желаний, стремящиеся к небесам и действующие ради хорошего  перерождения, – они совершают различные ритуалы для обретения наслаждения и власти.

       44. Те, кто сильно привязан к наслаждению и власти или чей ум увлечен этим, не обретут устойчивого сосредоточения разума на Боге» («Бхагавад-Гита», 2:42-44).

Истинный же путь или йога состоит в оставлении эгоистической привязанности к результатам своих действий. Ещё до того, как рассказать о различных йогах, зависящих от понимания и способностей человека, определяемых сочетанием гун, Кришна во второй главе Бхагавад-Гиты излагает корневую сущность этих йог, говоря о йоге в целом, йоге как таковой, называя её «йогой божественного сознания»:

     «Теперь услышь о йоге божественного сознания; приобщившись к этой йоге, ты освободишься от уз кармы. На этом пути нет потерь. Даже небольшое продвижение на этом пути освобождает от великих опасностей»…«47. У тебя есть право только на действие, но не на его плоды. Да не будут плоды деяний поводом твоих действий, но и к бездействию не привязывайся.

     48. Утвердись в йоге, о Арджуна, исполняй свой долг, отбросив привязанности и став равным к успеху и неудаче. Такая уравновешенность называется йогой.

     49. Воистину, о Дхананджая, йога божественного сознания выше деятельности ради плодов. Ищи прибежище в Боге. Кто стремится к плодам своих действий, тот жалок.

     50. Достигший божественного сознания, освобождается от плохих и хороших деяний уже в этой жизни. Поэтому устремись к йоге, ведь йога – искусство в деяньях.

     51. Мудрые, обладающие божественным сознанием, оставляют плоды, рожденные деянием, и, освободившись от цепей смерти и рождений, достигают обители, где нет скорби и зла.

     52. Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным к тому, что слышал, и к тому, что услышишь.

     53. Когда твой разум возвысится над буквой Вед и когда он непоколебимо погрузится в созерцание Высшего, тогда ты достигнешь йоги» («Бхагавад-Гита», 2: 39-40, 47-53).

Как вы могли сами убедиться, индуизм предписывает в качестве метода достижения поставленной перед ним цели именно тот метод, который мы кратко сформулировали в самом начале, а именно: совершение деяний без эгоистической привязанности к их результату.


[1] Целью данной работы не является доказательство равнозначности персоналистического и имперсоналистического подхода в Бхагавад-Гите, поэтому этот вопрос тут рассмотрен не будет. Кратко же можно упомянуть, например, что Кришна говорит о том, что лишь неразумные считают Его, непроявленного, проявлением («Бхагавад-Гита», 7:24); следующего более трудным путем знания называет «лучшим из праведников» («Бхагавад-Гита», 7:17) и даже признает его подобным себе («Бхагавад-Гита», 18:7). Отдельно этой теме посвящена работа автора «Идея имперсонализма в Бхагавад-Гите».

Навигация по книге «Единый метод религий»<< Предписываемое внутреннее намерение деяний. БуддизмЕдиный метод религий. Итог >>
Эта статья опубликована в рубрике «Религия».

Комментарии запрещены.