Славянские языческие и православные праздники


  1. Мифологические представления славян в контексте народного календаря
  2. Древний славянский пантеон
  3. Тотемы
  4. Домашние божества
  5. Божества-чудовища
  6. Погребальные обряды
  7. Боги земледельческой эпохи
  8. Боги-воины
  9. Народный календарь
  10. Славянские языческие и православные праздники
  11. Зима. Святочные праздники
  12. Коляда
  13. Славянский Новый год
  14. Славянские народные приметы
  15. Славянский Новогодний стол
  16. Игры и забавы
  17. Девичьи гадания
  18. Сочельник
  19. Праздничные блюда
  20. Приметы и гадания
  21. Рождество Христово
  22. Зимние Святки
  23. Крещение Господне
  24. Праздничные блюда для Крещенского сочельника и Крещения Господня
  25. Весна. Масленица
  26. Масленичное застолье
  27. Масленая неделя
  28. Понедельник — встреча Масленицы
  29. Масленица. Вторник — заигрыш
  30. Масленица. Среда — лакомка
  31. Масленица. Четверг — разгул, широкий четверг
  32. Масленица. Пятница — тещины блины
  33. Масленица. Суббота — золовкины посиделки
  34. Прощеное воскресенье. Проводы Масленицы
  35. Пасха
  36. Главные обрядовые блюда Пасхи
  37. Пасхальный стол
  38. Пасхальные торжества
  39. Лето. Зеленые Святки
  40. Троица — Славянский праздник
  41. Троица. Праздничный стол
  42. Троица. Обряды, гулянья, заговоры
  43. Троица. Русальная неделя
  44. Аграфена Купальница
  45. Иван Купала
  46. Петров день
  47. Праздничный стол в Петров день
  48. Спас
  49. Медовый Спас
  50. Яблочный Спас. Рецепты блюд
  51. Ореховый Спас. Рецепты блюд
  52. Покров
  53. Праздничный стол на Покров
  54. Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников

Так повелось, что праздники составляют одну из важнейших сторон нашей общественной и частной жизни. В старину говаривали: «Мы целый год трудимся для праздника». А потому праздник в духовном сознании начинает восприниматься как нечто священное, противоположное будням, отличное от повседневной жизни.

При этом, если будни осмысливаются как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник являлся временем, когда происходило слияние с Божественным, приобщение к духовным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди старались достигнуть особого душевного и телесного состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. И для достижения такого осознания праздника на бытовом уровне было создано множество правил, которые должен был усвоить каждый член общества.

Праздники всегда считались обязательными для всех, особенно достигших зрелого возраста.

При этом дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, т.к. одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье. Так, в былые времена даже тихое в будни село быстро заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. А потому праздник становился днем преображения деревни, дома, человека. К лицам, которые нарушали правила праздничного дня, применялись самые жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми и до полного изгнания из деревенского сообщества.

Праздники — это особая система. Они имеют единую многоступенчатую последовательность. Из года в год, из века в век всегда справляются в определенном порядке.

В качестве примера праздников, не связанных с христианством на Руси, можно привести Святки, Масленицу, Купалу, русалину неделю, заветные праздники — в память о каком-либо местном событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские, молодежные праздники.

Навигация по книге «Славянские и православные праздники и обряды»<< Народный календарьЗима. Святочные праздники >>
Эта статья опубликована в рубрике «Праздники».

Комментарии запрещены.